Кошелев Владимир

Николаевич

Профессор Проректор по учебной работе

Январь 2015

Записали: Зоя Бобылёва, Иван Володин

Фотографии: Олег Бухтияр

Моя династия достаточно интересная. Мой папа, Кошелев Николай Николаевич, прошел всю войну, был летчиком, и после мобилизации в 1946 году поступил в Московский нефтяной институт. Не смотря на то, что он окончил школу с золотой медалью, ему было очень сложно учиться. Большой перерыв «на войну», да и мысли уже работали по-другому. Тем не менее, он успешно завершил обучение, остался работать в институте и всю жизнь посвятил любимой работе в нашем институте: был деканом вечернего факультета, более 10 лет возглавлял механический факультет, с 1973 г. и до конца жизни был заведующим кафедрой «Производство газонефтехимической аппаратуры и горячей обработки металлов». Он умер в 1980 г. достаточно молодым, когда я еще не начал свою педагогическую карьеру. Два моих сына тоже окончили наш университет: старший сын – трубопроводный факультет, а младший – технологический.

 

На каждом этапе жизни нас ждут разные уроки, но хотелось бы если не дважды, то хотя бы трижды не наступать на одни и те же грабли. Главное – стараться учиться на своих ошибках.

 

Надо менять учебный процесс, постепенно уходить от сессий. Кому нужен этот стресс? Никому.

 

Чтобы идти на химический факультет, нужно по-другому относиться к химии. Это не простой предмет, поначалу он мне очень не нравился. Потом к нам в школу пришел доцент кафедры органической химии нашего института Владимир Дмитриевич Тюрин, который полностью изменил отношение всего класса к этому предмету. Мой папа думал, что я буду поступать на механический факультет, но, начав глубже изучать предметы химического цикла, я понял, что это действительно самое интересное – это мое!

 

Преимущество всегда будет у тех, кто обладает знанием.

 

Я еще школьником приходил в университет и к папе, и к сестре (она окончила технологический факультет), посещал все культурно-художественные мероприятия, КВН.

Я как бы и не представлял, что могу выбрать другой вуз.

 

Папы нет уже почти 35 лет, но он по-прежнему является для меня основным учителем, и, перед тем как принять то или иное серьезное решение, мысленно я всегда советуюсь с ним.

Я никогда этого не говорил, но всегда стремился быть похожим на него. Он воспитывал меня таким образом, что никогда не указывал мне, как и что надо делать, но поступал так, чтобы я старался идти тем же путем.

 

Мне очень нравилось преподавание и работа в лаборатории, и, до тех пор, пока я не стал проректором, я был одним из немногих заведующих кафедрами, кто читал лекции, вел семинарские занятия и проводил лабораторный практикум. Я очень хорошо и много умею делать руками, и мне хочется передавать этот опыт своим студентам. Не поймешь органическую химию только на доске и на тетрадке, пока сам не начнешь проводить синтезы.

 

Я ни одного года не прерывал и не хочу прерывать чтение лекций, хотя были очень сложные периоды в жизни.

 

Общественная работа в любом виде позволяет Вам раскрыться всесторонне.

Руководителями стали именно те, кто помимо учебы работал в профсоюзе, в комсомоле.

 

До тех пор, пока не ввели обязательное посещение всех занятий, я говорил: «Ребята, по органической химии огромное количество учебников, и то, что я рассказываю, это не я придумал. Поэтому, кому удобнее, пожалуйста, работайте с книгой».

В отличие от студентов преподаватель готовится абсолютно к каждой лекции. Каждый раз думаешь, как освежить материал, как по новому его подать, как в процессе лекции вернуться к какой-либо мысли. Это как выступление на сцене театра. Иногда бывает, что игра актеров превосходит сюжетную линию. Так вот преподаватель – это тот же актер. Только вот зритель более требовательный.

Для своего предмета «доска и мел» – пока самый правильный подход с точки зрения подачи материала, хотя я – сторонник широкого внедрения современных компьютерных технологий.

 

Студентом я был разным. На первых курсах я очень увлекся художественной самодеятельностью, был солистом ансамбля. В какой-то момент папа пригласил меня к себе и сказал, что я должен сделать выбор в пользу либо музыки, либо учебы. Расставание с первым увлечением далось мне очень тяжело. Я до сих пор с удовольствием играю, и пою, когда предоставляется случай.

 

Мы не должны забывать, зачем мы приходим в университет, а приходим мы за получением знаний. Если человек поглощается творчеством, забывая про учебу, в некоторых случаях университету приходиться с ним прощаться.

 

Диплом – это тот бренд, с которым Вас примут, а дальше Вы должны уже сами себя показать. Если в голове пусто, то пустота и останется, и это будет позором уже для университета.

 

Проректор обязан прислушиваться к студентам. На традиционных встречах с представителями факультетов я стараюсь записать все озвученные студентами проблемы, после чего начинаю размышлять над их решением.

 

Кто-то взрослеет в 20 лет, а кто-то только в 40, и в этом нет ничего страшного. Если мы будем от человека, который повзрослеет только к 40 годам, требовать в 30 принятия каких-то решений, мы его сломаем. Нужно дать каждому молодому человеку возможность нормально развиваться, без назидания, и подсказывать только тогда, когда тебя об этом просят.

 

Что касается хобби, то их много, но основное - это жизнь!

 

Мы все следим за политикой и экономикой. Не только страна, но и вообще весь мир находятся в тяжелом положении. Кризисы бывают и достаточно регулярно.

Несколько лет назад я подумал, что, наверное, наступил тот счастливый момент, когда все начали жить нормальной жизнью и никому не захочется ни с кем воевать. У меня было такое внутреннее ощущение, и так обидно видеть, что я ошибался!

 

Я – сторонник перехода на триместры, но, к сожалению, в университете возникло противодействие этому процессу. Человек устроен так, что он не хочет менять привычный образ жизни. Это касается и работы. В этом и есть основная проблема с изменением привычного графика учебного процесса. Но я надеюсь, что разум возобладает!

Если я скажу, что не знаю, какое мнение обо мне сложилось у студентов, это будет не правильно. Мой младший сын, учась на химическом факультете, конечно, делился со мной информацией о том, что обо мне думают его коллеги – студенты. Говорят, что я не самый плохой преподаватель. Для меня нормально. Будем и дальше работать, в том числе и над собой!

 

Не последний вопрос, а крайний.

Поделиться

так же в рубрике

печатные выпуски:

Студенческий журнал "KEROSIN"

РГУ нефти и газа им. И.М.Губкина

Пишите нам

krsn.mag@gmail.com

ПОЛНАЯ ВЕРСИЯ САЙТА